Александра Дурсенева – обладательница глубокого, выразительного голоса, большой диапазон и тембровые возможности которого позволяют певице исполнять контральтовый и меццо-сопрановый репертуар, включающий разнообразные партии в русских и западных операх: от Ратмира в «Руслане и Людмиле» Глинки до Арзаче в опере Россини «Семирамида». Свои актерские данные Александра Дурсенева использует с блеском, воплощая острокомедийные роли, например, миссис Квикли в опере Верди «Фальстаф», а также исполняя лирико-драматические партии, такие как Марфа в опере Мусоргского «Хованщина» или Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова.

Александра Дурсенева родилась в Харькове, в семье оперной певицы. Закончив в 1991 году харьковский Институт искусств по классу профессора Т. Веске, стала солисткой харьковского Академического театра оперы и балета, где исполняла главные партии меццо-сопранового репертуара. В 1993 году она стала лауреатом международного конкурса вокалистов им. Глинки, в 1994 завоевала 1 премию на конкурсе камерных певцов «Янтарный соловей» в Калининграде (Россия). В 1995 году певица становится лауреатом Международного конкурса им. Монюшко в Варшаве. С 1994 года Александра Дурсенева – солистка Большого театра России, в котором спела такие крупные партии, как Ваня в опере Глинки «Иван Сусанин», Кончаковна в «Князе Игоре» Бородина, Басманов в опере Чайковского «Опричник», Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Кроме того, в ее репертуаре партии Клариче в постановке «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, Принцессы де Буйон в «Адриенне Лекуврер» Чилеа, Няни в «Евгении Онегине», Марты в «Иоланте». В 1995 году приняла участие в спектакле «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в рамках оперного фестиваля в Брегенце (Австрия). В 1997 году Александра снова в Брегенце, участвует в исполнении оперы Рубинштейна «Демон». В следующем году пела в этой же опере под управлением В. Федосеева в Венском Концертхаусе.

В сезоне 1998-1999 г. артистка с большим успехом выступила в роли Амелфы в постановке оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Лондоне, Ковент-Гарден. Летом 1999 года она опять вернулась в Лондон вместе с труппой Большого театра, исполняя партию Шинкарки в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Несколько месяцев спустя Дурсенева пела эту партию в Дублинской опере. В 2000 году Александра Дурсенева исполняла партию Подточиной в опере Шостаковича «Нос» в Лейпциге, Амелфы – в Равенне на гастролях Большого театра.

Исполненная артисткой в 2001 году роль миссис Квикли в опере Верди «Фальстаф» (Лейпциг) вызвала наилучшие отклики у публики и отзывы в прессе. В этом же году она принимала участие в исполнении «Глаголической мессы» Яначека в Мадриде, «Мавры» Стравинского в С.-Петербурге и Йене (Германия), «Царской невесты» в Венском Концертхаусе, Марты в «Иоланте» Чайковского (Копенгаген). В 2002 году состоялся дебют певицы в Ла Скала в этой же партии. Осенью этого же года исполнила партии Подточиной и Старой барыни в опере Шостаковича «Нос» (Амстердам).

В 2003 г. вновь выступила в партии Басманова в опере Чайковского «Опричник» (Кальяри, Италия), в новой, оригинальной роли Бабы-Турчанки в опере Стравинского «Похождения повесы» (Большой театр), а также в партии Ратмира в концертном исполнении оперы Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр).

В мае этого же года принимала участие в гастрольном туре оперы Большого театра по Испании и Португалии, исполняя фрагменты из оперы Бородина «Князь Игорь», а также в концертном исполнении оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Монреале (Канада).

7 ноября 2003 г. состоялся первый сольный концерт певицы в Бетховенском зале Большого театра, в котором прозвучали «Песни и пляски смерти» Мусоргского, а также камерные циклы Шумана и Брамса.

В марте 2004 года Александра Дурсенева принимала участие в концертах солистов Большого театра в г.Хельсинки, в апреле спела партию Любаши в опере Н.Римского-Корсакова «Царская невеста» на сцене Самарского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Самарская весна». В конце апреля участвовала в премьерных спектаклях оперы С.Прокофьева «Огненный ангел» на сцене Большого театра. Летом 2004 года выступила в г.Арним (Нидерланды) на фестивале, посвященном творчеству И.Стравинского, где исполнила партию Матери в опере «Мавра». В декабре этого же года исполняла эту партию в различных городах Нидерландов. В ноябре в Большом театре состоялась премьера оперы Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», где артистка исполнила партию Сонетки. В конце декабря на сцене Большого театра впервые спела партию Ульрики в опере Дж.Верди «Бал-маскарад».

В марте 2005 года Александра Дурсенева получила звание Заслуженной артистки России и родила дочь Любашу. В июле принимала участие в гастролях Большого театра в г.Любляна, где спела партию Настоятельницы в опере С.Прокофьева «Огненный ангел».

В феврале 2006 года впервые спела партию Весны в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» на Новой сцене Большого театра. Летом этого же года с успехом исполнила роль Дуэньи в опере С.Прокофьева «Обручение в монастыре» на знаменитом фестивале в Глайндбурне (Великобритании). В спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», который шел в Большом театре под управлением Г. Н. Рождественского и был посвящен 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича, артистка создала яркий образ Сонетки. В ноябре 2006 г. принимала участие в концертном исполнении оперы С.Рахманинова «Алеко» (Старая цыганка) в зале Плейель (Париж), а также в Большом зале московской консерватории, где одновременно производилась запись, выпущенная на CD.

В течение 2007 г. принимала участие в таких премьерах Большого театра, как спектакли «Борис Годунов» (партия Мамки), который уже показывался на фестивалях в Словении (Любляна) и Финляндии (Савонлинна), и «Пиковая дама». Партия Графини стала этапной работой в творческой биографии Александры Дурсеневой. В ноябре 2007 г. спела одну из главных партий (Ульрика) в опере «Бал-маскарад» в г.Берген (Норвегия).

2008 год начался с блестящего выступления Александры Дурсеневой в ее коронной партии Дуэньи в опере «Обручение в монастыре». Спектакли проходили в новом оперном театре Валенсии (Испания). В этот период приняла участие в концертном исполнении оперы «Иоланта» в Мадриде, которым дирижировал маэстро Юрий Темирканов. В сентябре Александра спела партию Мамки в постановке театра Ла Фениче «Борис Годунов» с Феруччо Фурланетто в заглавной роли и получила приглашение участвовать в постановке оперы Яначека «Шарка» в 2009 г. В октябре принимала участие в исполнении оперы «Иоланта» в Фестиваль Холл в Лондоне. В декабре с большим успехом дебютировала в спектакле Большого театра «Набукко» в партии Фенены.

В 2010 году Александра Дурсенева впервые исполнила сложнейшую партию Амнерис на сцене Харьковского театра оперы и балета, приняв участие в спектакле, посвященном памяти матери певицы – народной артистки Украины Любови Поповой-Дурсеневой. Сезон 2009-2010 года ознаменовался также серией концертов в Москве, программы которых составляли произведения Глинки, Римского-Корсакова, Бизе, Верди, Сен-Санса, камерные циклы Дворжака, Рахманинова, Чайковского.

В марте 2011 года состоялся камерный концерт на сцене Малого зала Санкт-Петербургской филармонии, в который вошли сочинения Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского и Рахманинова, подготовленные с концертмейстером Любовью Орфеновой. Эту программу через год Дурсенева спела для московской публики в Архиповском зале МСМД. Концерт под названием «И всюду страсти роковые…» состоялся в апреле 2011 года в Камерном зале ММДМ. В программу вошли произведения Верди, Бизе, Дворжака и Минкова, связанные с «цыганской» темой в классическом искусстве (концертмейстер Владимир Слободян).

В сезоне 2011-2012 года на открывшейся исторической сцене Большого театра Александра Дурсенева пела в возобновленных спектаклях «Борис Годунов», «Огненный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда». В феврале 2012 года в Архиповском зале МСДМ совместно с Всеволодом Гривновым была спета программа «Все в жертву памяти твоей», посвященная великой певице Ирине Архиповой.

В ноябре 2012 года Александра Дурсенева была участницей и почетным гостем форума «Благополучная семья – основа будущего России», прошедшего в Самаре. Также участвовала в концертном исполнении оперы «Иоланта» в Сургуте. 7 декабря этого же года состоялся концерт в Архиповском зале МСМД, где певица в память об Ирине Архиповой впервые исполнила программу «Ave Maria» в сопровождении органа.

Начало 2013 года ознаменовалось исполнением программы «О детях, смерти и любви» в том же зале, совместно с Квартетом Большого театра. В первом сольном концерте в обновленном Бетховенском зале Большого театра состоялось первое исполнение цикла композитора В.Юровского на стихи Шелли. 12 июня, в День независимости России, Александра Дурсенева совместно с коллегами дала концерт в Израиле. До конца года певица выступила с сольными концертами и разными программами в Санкт-Петербурге (Малый зал Филармонии), Калининграде (Кафедральный Собор), Камерном зале Дома музыки в Москве, в Бетховенском зале Большого театра, а также в Римском Католическом Соборе и Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла (Москва).

В своем юбилейном, 2014 году, Александра Дурсенева вела разнообразную деятельность. Помимо концертов в Большом театре, Доме музыки (Фестиваль Н.Римского-Корсакова), в ГМИИ им. Пушкина, Кафедральном Соборе Св. Петра и Павла (Москва), певица была членом жюри VII-го Русского вокального фестиваля в Лондоне в честь перекрестного года культуры России и Великобритании. Участвовала в Глайндбурнском фестивале (Великобритания), исполняя партию Няни в опере «Евгений Онегин». Декабрь этого года ознаменовался участием певицы в премьере Большого театра, спектакле «Риголетто».

Особым событием в творческой жизни певицы явилось издание сольного альбома «Александра Дурсенева. Русские романсы» фирмой «Мелодия» в ноябре 2014 года (редактор – Дмитрий Масляков, художественное оформление – Сергей Табунов). В альбом вошли произведения семи великих русских композиторов XIX-XX вв., записанные в ансамбле с пианистами Владимиром Слободяном (1994 г.) и Любовью Орфеновой (2014 г.). Диск можно приобрести в фирменном магазине Большого театра, скачать в iTunes или заказать на сайте фирмы «Мелодия».

В 2015 году к юбилею великого Петра Ильича Чайковского Александра Дурсенева подготовила и исполнила серию концертов из произведений композитора. Они прошли в Бетховенском зале Большого театра, Камерном зале ММДМ, в Итальянском дворике Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В концертах принимали участие солистки оперной Большого театра Елена Зеленская, Елена Евсеева и Эвелина Добрачева.

В 2016 году артистка посвятила свои программы 135-летию со дня смерти М.П.Мусоргского, задуманные как приношение великому композитору. Концерты прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Состоялись также сольные концерты в Петровском Путевом дворце, Итальянском дворике Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла. Осенью Александра приняла участие в концертном исполнении оперы С.Прокофьева «Семен Котко» в Концертгебау (Амстердам, Нидерланды), дирижер - В.Юровский.

В январе 2017 года на сцене Камерного зала Московского международного Дома музыки Александра Дурсенева представила свой новый авторский мультижанровый проект с участием солистов Большого театра - концерт-приношение Камилю Сен-Сансу. В феврале артистка участвовала в концерте оперных звезд на Кипре. Весной состоялись сольные вокальные вечера исполнительницы в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной и Малом зале Консерватории. Александра выступила одним из организаторов летних "Оперных вечеров" на открытом воздухе в Петровском путевом дворце с участием звезд Большого театра. В Большом театре артистка исполнила партию Балды в опере «Сказка о Попе и его работнике Балде», участвовала в нашумевшей постановке Большого «Нуреев»(партия Меццо и Ветра), а также - в концерте, посвященном 200-летию со дня рождения А.К.Толстого. Зимой вместе с художницей Жанной Яковлевой певица презентовала арт-проект – Клуб «Musik&Painting» - художественное пространство, в котором под одной крышей живут и взаимодействуют два искусства — живопись и музыка, а также участвовала в «СhristmasGala» VIII «Международного Фестиваля искусств «Дорога в Рождество» в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла, исполнив "Рапсодию" для альта, мужского хора и оркестра И.Брамса.

Знаменательным событием для Александры Дурсеневой в 2017 году стал выход ее второго солного диска, записанного на фирме "Мелодия", "Romance of 20th Century" (партия фортепиано - В.Слободян и Л. Орфенова), в который вошли музыкальные раритеты - произведения Стравинского Прокофьева, В.Юровского-старшего и Марка Минкова. Презентация состоялась в декабре в Большом зале Геологического музея им. Вернадского.

В 2018 и 2019 году новое продолжение получил авторский проект музыкальных портретов выдающихся композиторов в Московском международном Доме музыки, посвященный Франческо Чилеа и Михаилу Глинке. Состоялись традиционные вокальные вечера: в Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина, Бетховенском зале Большого театра, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Петровском путевом дворце, Государственном литературном музее «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», лютеранском Соборе Петра и Павла, арт-клубе «Musik&Painting». Новый интересный опыт в исполнение современной музыки привнесло выступление певицы в совместном проекте композитора-минималиста Сергея Ахунова и ансамбля La Voce Strumentale под руководством Дмитрия Синьковского “SONGS & POEMS”.

Летом 2018 года Александра выступила в новой постановке оперы «Борис Годунов» в Опере Бастилии в Париже (дирижер – Владимир Юровский, режиссер-постановщик – Иво ван Хов).

В июне 2019 года она приняла участие в концертном исполнении «Бориса Годунова», в мировой премьере кантаты Юрия Буцко «Легенда о Пугачевском бунте», а также спела Фрику в концертном исполнении оперы Вагнера «Золото Рейна» в Концертном зале им. Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Юровского.

Среди ее недавних ангажементов — партия Донны Менсии в мировой премьере оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве(2020г.), Пелагеи Григорьевны Подточиной в опере Шостаковича «Нос» в Баварской государственной опере (дирижер — Владимир Юровский, режиссер — Кирилл Серебренников 2021-2022гг.), Бабарихи в постановке Большого театра оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (январь 2022 г.), Амелфы в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» на "Фестивале искусств в Аделаиде" в Австралии в марте 2022 г. (режиссер Барри Коски).

В 2020-2023г. Александра представляет публике многожанровый спектакль "Курт Вайль. Kabarett Musik" с зонгами, написанными немецко-американским композитором специально для кабаре и бродвейских театров, большинство из которых прозвучало в России впервые, и специально для Малого зала "Зарядье" поставленное действо "Малер. По краю вечности", основной концепцией которого является трансформация классического вокального произведения в сценическую композицию с элементами драматического театра и балета.

Александра работала со многими ведущими дирижерами мира: Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым, Михаилом, Владимиром и Дмитрием Юровскими, Марком Эрмлером, Андреем Чистяковым, Владимиром Федосеевым, Михаилом Плетневым, Золтаном Пешко, Элиаху Инбалом, Гинтарасом Ринкявичусом, Арво Вольмером и режиссерами, такими как Гарри Купфер, сэр Питер Устинов, Тим Хоппкинс, Ламберто Пуджелли, Грэм Вик, Александр Сокуров, Тимур Чеидзе, Валерий Фокин, Эймунтас Някрошус, Дэвид Слейтер, Дэвид Паунтни, Франческа Замбелло, Иво ван Хов, Кирилл Серебренников, Барри Коски, Дмитрий Черняков.



биография   концерты   репертуар   дискография   фото   видео   пресса   контакты


© 2004 — 2015
Александра Дурсенева
designed by Шире Шаг